Четверг, 02.05.2024, 08:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы вышедших номеров » №5 (005) февраль 2011 г.

Слово пастыря - НЕДЕЛЯ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ
Вот и наступило совершенно особенное время в церковном году – время духовной весны. Именно так называет святоотеческая традиция период, связанный с Великим Постом и празднованием Пасхи Христовой, составляющий собой 18-ти недельный цикл Пасхалии. Как первые солнечные дни февраля для нас служат напоминанием о приближающейся весне, так обычно в это же время в духовной жизни Церкви также начинается подготовка всех верующих к вступлению в период духовного обновления и пробуждения к духовной жизни, - период Великого Поста. Для должного приготовления и выработки навыков, необходимых к исполнению духовного подвига, Церковь предлагает к нашему наставлению три подготовительных седмицы, на каждой из которых преподается важное назидание.

Начало подготовительному периоду полагает неделя о мытаре и фарисее. Вновь на Божественной Литургии во время чтения Евангелия Лк. 18; 10-14 мы слышим хорошо всем нам знакомую притчу, над смыслом которой Церковь призывает нас всех по-новому задуматься. На пороге нового этапа духовного делания вновь Спаситель обращает наш духовный взор на проблемы, актуализированные именно в этой притче.

Мы видим в храме двух разных людей: один из них фарисей – образец благочестия и соблюдения закона, объект подражания для многих своих современников. Другой человек – мытарь, персонаж противоположенный, лишенный уважения в народе, покрывший себя многими беззакониями, имя, ставшее синонимом слову «грешник». И вот эти два человека, переступившие порог храма для молитвы предстают в совершенно другом виде: фарисей, ослепленный своей гордостью и самонадеянностью, не находит для себя в молитве ничего другого как похвалиться перед Богом о самом себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». (ст. 11-12). Мытарь, образ жизни которого не оставил ему места для иллюзий о собственной добродетельности, стоя в притворе храма единственное, что смог произнести, были слова: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (ст. 13). Слова, ставшие для последующих христианских поколений главной покаянной молитвой.

В этих двух персонажах каждый может увидеть обличение своих недугов. Чем поучителен для нас, особенно на пути подготовки к посту образ фарисея? В нем мы видим обличение основных проблем, с которыми приходится сталкиваться всякому верующему. Многое тут можно увидеть. Это, прежде всего, вырождение добродетельности, в процессе которого истинная добродетельность, побуждаемая живым чувством Христа в нашей церковной жизни, при недолжной внимательности к своим духовным проблемам, истощается, а остается лишь оболочка формализма, обрядоверие. Эта деформация в человеке евангельского духа, угасание поиска истинной духовной жизни и довольствование удобными формами внешней религиозности и приводит в печальным последствиям «фарисейского синдрома», так часто наблюдаемого в наших храмах. Этим и страшен фарисейский дух, - он умерщвляет жизнь духа и подменяет его ложным суррогатом псевдорелигиозности. В этом состоянии человек оказывается неспособным к покаянию, к изменению и своему врачеванию. Именно побуждение к покаянию является важным составляющим духовного подвига, к которому мы приступаем в Великом посту. Способность к покаянию – свойство живой души, не умерщвленной грехами. Покаяние открывает для человека путь к неизреченным дарам Святого Духа, приблизиться к стяжанию которых мы можем в этом посту. По этой причине такое сожаление и вызывает образ фарисея, который в своем духовном нечувствии не  имел покаяния, а потому был духовно бесплоден. К пробуждению от греховной дремоты и бесчувственности нас призывает Церковь в эту седмицу. Призывает вновь духовно воспрянуть и готовиться к плодотворному свершению духовного подвига, который доступен каждому, в том числе и тем, кто в своей добродетельной нищете уподобился мытарю. Нет такой меры грехопадения, которую бы не покрыло Человеколюбие Божие, которое бы навсегда отвратило от человека божественную благодать. Наглядный пример тому нам подан в этой притче, где грешник оказался способным явить истинное покаяние. Приступим же со всяким усердием к подготовке поста, и, имея перед собой наглядный пример притчи, пробудим свое сердце к покаянию, без которого не мыслимы последующие шаги в нашем духовном странствовании, имя которому – Великий Пост.

Настоятель храма
о. Леонид Шеремет
Категория: №5 (005) февраль 2011 г. | Добавил: AlexUHO (23.03.2011) | Автор: Леонид Шеремет
Просмотров: 1217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: